В конце сентября в духовно-просветительском центре «Ковчег» прошло заседание «круглого стола», посвященное проблемам «социального здоровья» в библиотечно-информационной деятельности в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также роли библиотек в работе с «трудными детьми» и профилактике асоциальных явлений.
В работе «круглого стола» приняли участие социальные педагоги, представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Советского комплексного центра социального обслуживания населения, органов внутренних дел, духовенства, библиотекари.
Обсуждение началось с результатов опроса учеников старших классов, которые на вопрос: «Читают (или читали) ли родители с ними какие-либо книги?», абсолютным большинством ответили - нет. Несколько подростков вспомнили, что в младшем возрасте родители читали им детские книжки, и совсем единицы обсуждают в семье прочитанное или увиденное. А между тем семья является важным элементом системы образования и воспитания ребенка, и немаловажная составляющая духовно-нравственного воспитания ребенка-семейное чтение.
К сожалению, любовь к чтению занимает далеко не первое место в системе ценностей сегодняшнего школьника. Результаты того же опроса показывают, что многие художественные произведения, входящие в школьную программу, учащиеся либо не знают вовсе, либо знают вскользь из экранизаций произведений художественной литературы или краткому описанию произведения. Да и то просмотру «серьезного» фильма сегодняшние школьники предпочтут «супер — боевик», «фэнтези» или компьютерную игру. Задача же библиотек состоит в том, чтобы противостоять негативным процессам проникновения в сознание людей сомнительных ценностей, помочь возродить лучшие национальные духовные традиции. Поэтому еще с детских лет необходимо воспитывать у юного читателя художественный вкус и читательскую культуру. «Роль библиотекаря состоит не только в том, чтобы сориентировать ребенка в репертуаре современной детской литературы, но и помочь отторгнуть низкопробную литературу»,- подчеркнула заведующая детским отделением Центральной библиотеки Г.В.Денисенко. По её словам, библиотечные фонды располагают большими информационными ресурсами, с помощью которых можно найти ответ практически на любой вопрос в сфере нравственности, духовности, психологии, творчества и эстетики.
Стараясь восполнить пробел у школьников в знании литературы, в духовно-просветительском центре «Ковчег» имеется видеотека экранизаций произведений русской классики, входящих в школьную программу по литературе. Благочинный православных церквей Зеленокумского округа протоиерей Роман Квитченко обратил внимание присутствующих на немаловажную роль в воспитании личности православной литературы и православных ценностей.
Особо участники «круглого стола» остановились на волонтерском движении среди учащихся школ. Заведующая «Ковчегом» А.Квитченко рассказала о практическом опыте волонтерского движения. Можно сказать, что в нашем городе оно пока ещё «молодое» и постепенно развивается. Был отмечен положительный опыт городской средней школы № 11, где ученица 11 класса Милана Кузьминова, активистка молодежного волонтерского движения, проводит экскурсии для своих сверстников по историческим и памятным местам г.Зеленокумска.
Об основных направлениях социальной работы с «трудными детьми» рассказала присутствующим на заседании заведующая отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних Советского комплексного центра социального обслуживания населения А.Д.Шинавова.
По завершении работы «круглого стола», присутствующие на нем приняли резолюцию.